Лидирующая консалтинговая компания в Казахстане по внедрению международных стандартов ИСО и систем менеджмента

tel. +7-727-260-87-68, +7-727-260-87-69,
+7-727-260-74-47
fax +7-727-260-87-92

e-mail kok@kok.kz

Главная Вопросы-ответы   Процессный подход

 

ВОПРОСЫ

Как можно измерять процесс согласно требованиям п. 8.2.3 «Мониторинг и измерение процессов» МС ИСО 9001:2008?

Кто такой «Владелец процесса»?

Что организация должна сделать для внедрения «процессного подхода»?

Что такое «процесс»?

Можно ли «процессный подход» применить к другим системам менеджмента, кроме системы менеджмента качества?

Как использовать цикл PDCA для «процессного подхода»?

Может ли наше государственное учреждение применить «процессный подход»?

Какие преимущества можно получить от применения процессного подхода?

Что значит «последовательность» и «взаимодействие» процессов?

Как можно определить процессы организации?

Должна ли организация документировать все свои процессы?

Насколько должны быть детализирована документация по процессу?

Существует ли стандартизированный метод по описанию процесса?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Как можно измерять процесс согласно требованиям п. 8.2.3 «Мониторинг и измерение процессов» МС ИСО 9001:2008?

МС ИСО 9001:2008 не устанавливает, какие именно методы измерения процессов необходимо использовать. Тем не менее, существует целый ряд методов по измерению процессов для целей контроля или последующего улучшения процессов. От простейших методов мониторинга (наблюдения) до сложнейших статистических методов контроля процессов, известных как SPC (statistical process control).

Тот или иной метод измерения процессов выбирается и используется в соответствие со спецификой процессов и продукции организации, в соответствии с требованиями, как потребителей, так и законодательных нормативных документов.

Как правило, измерения процессов должны обеспечить не только соответствие продукции, но и эффективное использование ресурсов. Но, как правило, основная цель измерений процессов — определить результативность по достижению конкретных целей процесса, для которых он и создавался.

Типовые измерения процессов, это:
соответствие установленным требованиям;
удовлетворенность потребителя;
внедрение улучшений;
временные показатели;
статистика отказов;
отходы;
затраты процесса;
инциденты.

Пример. Для учебного процесса вуза могут быть установлены следующие измерения:
методическая обеспеченность учебного процесса;
техническая оснащенность учебного процесса;
квалификация профессорско-преподавательского состава;
достаточность и готовность аудиторного фонда;
посещаемость;
текущая успеваемость;
количество инцидентов (срывов занятий);
состояние зданий;
температура, влажность и вентиляция учебных помещений;
оснащенность лабораторных занятий;
остаточные знания студентов.

Кто такой «Владелец процесса»?

Обычно «Владельцем процесса» называют человека, обладающего ответственностью, полномочиями и авторитетом, необходимыми для управления процессом.

Как правило, высшее руководство назначает «владельцев процесса» посредством определения их ролей и ответственности, включая ответственность за обеспечение внедрения, поддержания и постоянного улучшения процессов, закрепленных за ними, а также за взаимодействия по этим процессам.

Отметим, что ИСО 9001:2008 не содержит специфических требований касательно назначения "Владельцев процесса", исключая требования к Представителю руководства по качества, которого можно считать «владельцем процессов», определенных п. 5.5.2 «Представитель руководства» МС ИСО 9001:2008.

Что организация должна сделать для внедрения «процессного подхода»?

Для внедрения процессного подхода организация должна следовать следующим этапам (см. п. 4.1 «Общие требования» МС ИСО 9001:2008):
определить процессы организации,
спланировать процессы,
внедрить и поддерживать процессы,
анализировать процессы,
улучшать процессы.

Пример. На первом этапе, некоторая страховая организация определила процессы, которые у нее уже имеются, а также те процессы, которые у нее нет, но требуются в соответствии с ИСО 9001:2008. Ей понадобится внедрить такие процессы, как внутренний аудит, управление несоответствующей продукцией, анализ данных, корректирующие и предупреждающие действия. На втором этапе, она спланировала мероприятия, необходимые для внедрения недостающих процессов, а также для их последующего документирования. Была разработана политика и цели в области качества, а также установлены конкретные задачи по соответствующим подразделениям организации. На третьем этапе было проведено внедрение процессов и проверка результативности внедрения этих процессов через внутренний аудит. На четвертом этапе были разработаны и реализованы корректирующие и предупреждающие действия на основе выявленных несоответствий в процессе аудита, проведенного на третьем этапе.

Что такое «процесс»?

Процесс — совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности (операций), преобразующая входы в выходы. Примечание 1. Входами к процессу обычно являются выходы других процессов. Примечание 2. Процессы в организации, как правило, планируются и осуществляются в управляемых условиях с целью добавления ценности. Примечание 3. Процесс, в котором подтверждение соответствия конечной продукции затруднено или экономически нецелесообразно, часто относят к специальному процессу (см. п. 3.4.1 МС ИСО 9000:2005)

Процессный подход — применение внутри организации системы процессов совместно с их идентификацией, их взаимодействием и их менеджментом, направленное на получение ожидаемых результатов (п. 0.2 МС ИСО 9001:2008).

Практически все виды деятельности (операции), вовлеченные в создание продукции или оказание услуг, являются процессами. С точки зрения организаций — это также деятельность (функции) по определению и управлению несколькими взаимосвязанными процессами. Обычно, принято разделять процессы на основные, т.е. направленные на создание продукции, и вспомогательные, т.е. направленные на решение внутренних управленческих задач.

Для более подробной информации рекомендуем изучить ISO/TC 176/SC 2/N544R3 «Руководство по концепции и применению процессного подхода в системах менеджмента» (который можно бесплатно скачать с www.iso.org/tc176/sc2).

Можно ли «процессный подход» применить к другим системам менеджмента, кроме системы менеджмента качества?

Да, безусловно. «Процессный подход» — это всеобщий принцип менеджмента, который направлен, как на результативность, так и на эффективность организации в достижение целей организации.

Пример. Применение процессного подхода в системах менеджмента безопасности пищевой продукции способствует выявлению и управлению критическими контрольными точками.

Как использовать цикл PDCA для «процессного подхода»?

PDCA — это модель, известная как цикл «ПЛАНИРОВАНИЕ-ВЫПОЛНЕНИЕ-ПРОВЕРКА-ДЕЙСТВИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ», может быть применена ко всем процессам. Модель кратко может быть описана как:
(P) planning — ПЛАНИРОВАНИЕ: установление целей и процессов, требуемых для достижения результатов в соответствии с требованиями потребителя и политиками организации;
(D) executing the plan — ВЫПОЛНЕНИЕ: внедрение процессов;
(C) checking the results — ПРОВЕРКА: мониторинг и измерение процессов и продукции, исходя из политик, целей, требований к продукции, а также отчетов по результатам;
(A) act — ДЕЙСТВИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ: проведение мероприятий по постоянному улучшению рабочих процессов.

Цикл PDCA - это установленный и логичный метод, который можно использовать как для улучшения отдельного процесса, так и для группы или системы процессов. Для каждого элемента цикла PDCA можно задать следующие вопросы:
P — что делать и как сделать это?
D — делать то, что запланировано,
C — насколько выполненное соответствует запланированному?
A — как улучшить процесс, на основе уже достигнутых результатов?

Может ли наше государственное учреждение применить «процессный подход»?

Однозначно, да. Любые организации, включая и государственные учреждения, могут с пользой, как для себя, так и для всех заинтересованных сторон применять «процессный подход». Применение «процессного подхода» привносит в деятельность государственных учреждений «прозрачность» и «подконтрольность» этих процессов. Это в конечном случае у потребителей государственных услуг (у народа) повышает доверие к правительству и его структурам.

Пример. В Казахстане внедрена система ЦОН (центры по обслуживанию населений). Цель этой системы — предоставить потребителям качественные государственные услуги, т.е. предупреждать коррупцию, снижать время ожидания и повышать ясность этих услуг. Теперь государственные услуги рассматриваются, как процесс, который имеет входы (граждане со своими вопросами) и выходы (оказанные государственные услуги), а главное, как процесс, который должен постоянно улучшаться.

Какие преимущества можно получить от применения процессного подхода?

Применение «процессного подхода» может принести следующие основные преимущества:
Интегрирование и упорядочение процессов, участвующих в достижении запланированных результатов;
Возможность сфокусировать усилия на результативности и эффективности процессов;
Повышенное доверие потребителей и других заинтересованных сторон к способностям и возможностям организации исполнять взятые на себя обязательства;
«Прозрачность» внутренних операций организации;
Низкие затраты и улучшенные временных показатели, достигнутые через более результативное и эффективное использование ресурсов;
Улучшенные, последовательные и предсказуемые результаты;
Выявленные возможности по концентрации усилий на приоритетных инициативах по улучшениям;
Поощрение и вовлечение людей, распределение их ответственности;
Ликвидация барьеров между различными функциональными единицами и объединения их внимания к достижению общих целей организации;
Улучшенное взаимодействия процессов.

Что значит «последовательность» и «взаимодействие» процессов?

«Последовательность» процессов демонстрируют то, как процессы следуют друг за другом или как они связаны друг с другом в цепочке по достижению итогового результата. При этом обычно выход одного процесса может быть входом следующего за ним процесса(ов).

«Взаимодействие» процессов демонстрирует, как процессы влияют или воздействуют друг на друга. Часто мониторинг или контроль процессов устанавливается в раздельных процессах, но при этом требуется оценка воздействия смежных процессов.

Пример. В образовательном процессе можно выделить следующую «последовательность» процессов: школа-колледж-вуз. При этом «взаимодействие» этих процессов непосредственно связано с качеством полученного образования на предыдущем процессе. Если мы исследуем образовательные процессы вуза, то мы при этом никак не можем не учитывать влияние предыдущих образовательных процессов.

Как можно определить процессы организации?

Идентифицированные ожидаемые результаты организации определяют необходимость в процессах по их достижению. Это может включать процессы менеджмента ресурсов, процессы высшего руководства, производственные процессы, процессы измерений и постоянных улучшений.

Необходимо идентифицировать все входы и выходы процессов, определить поставщиков и потребителей процессов, разделить их на внутренних и внешних поставщиков и потребителей.

Далее определить последовательность и взаимодействие этих идентифицированных процессов.

Пример. Если компания намерена оказывать транспортные услуги для населения, то ей возможно понадобятся следующие процессы:
получение разрешения на оказания транспортных услуг для населения;
наем и подготовка водителей;
поддержание транспорта в надлежащем состоянии;
анализ и планирование работы и развития компании;
транспортные услуги;
контроль и наблюдение;
расследование инцидентов;
корректирующие действия.

Должна ли организация документировать все свои процессы?

Документация дает возможность передать смысл и последовательность действий. Ее применение способствует:
достижению соответствия требованиям потребителя и улучшению качества;
обеспечению соответствующей подготовки кадров;
воспроизводимости и прослеживаемости;
обеспечению объективных доказательств;
оцениванию результативности и постоянной пригодности системы менеджмента качества.

Разработка документации не должна быть самоцелью, а должна добавлять ценность. Наличие определенных документов могут устанавливаться:
законодательными и нормативными требованиями;
требованиями применяемых стандартов;
требованиями потребителей;
внутренними требованиями организации.

Но, во всех других случаях организация должна определить, какие процессы будут документироваться, а какие нет. При этом организация должна учитывать:
размер и вид деятельности организации;
сложность процессов и их взаимодействие;
критичность процессов;
наличие компетентного персонала.

При этом тип и вид документов оставляется на выбор организации. Некоторые процессы могут быть описаны графическими диаграммами и блок-схемами, другие текстовыми инструкциями или чек-листами, третьи в электронном виде или в видео/аудио форматах.

Насколько должны быть детализирована документация по процессу?

Детализация документов определяется несколькими факторами:
размером организации и ее видами деятельности;
сложностью и взаимодействием процессов;
компетентностью персонала (уровень образования, тренинги, навыки и опыт).

Существует ли стандартизированный метод по описанию процесса?

Нет, не существует стандартизированного метода по описанию процессов. Это связано с тем, что существуют различия в:
культуре;
стиле управления;
грамотности и личных качествах персонала;
внутреннем взаимодействиях персонала.

Процессы могут быть описаны графическими диаграммами и блок-схемами, текстовыми инструкциями, чек-листами, в электронном виде или на видео/аудио форматах.


  © Казахстанская Организация Качества. Все права защищены