Лидирующая консалтинговая компания в Казахстане по внедрению международных стандартов ИСО и систем менеджмента

tel. +7-727-260-87-68, +7-727-260-87-69,
+7-727-260-74-47
fax +7-727-260-87-92

e-mail kok@kok.kz

Главная Вопросы-ответы   О стандарте ИСО 9001:2008

 

ВОПРОСЫ

Где можно узнать о внесенных изменениях в последнее издание ИСО 9001:2008?

Моя организация уже имеет сертификат ИСО 9001:2000. Что нам делать в связи с выходом ИСО 9001:2008?

Перечислите, какие пункты можно исключить из ИСО 9001? Всегда ли это допустимо?

Какова роль человеческих ресурсов в ИСО 9001?

Моя организация занимается предоставление услуг в области Интернета? Применим ли к нашей организации ИСО 9001?

Стандарт ИСО 9001 относится к «продукции», но наша организация занимается исключительно предоставлением услуг. Может быть, ИСО 9001 не применим к нашей организации?

Есть ли какое-либо руководство по применению ИСО 9001:2008 для малого бизнеса?

Какие стандарты входят в семейство стандартов ИСО 9000?

Как можно получить копии стандарта ИСО 9001:2008?

Где можно получить копии руководств ИСО касательно применения ИСО 9001:2008?

Кто может интерпретировать требования ИСО 9001:2008?

Почему стандарт ИСО 9001 был переиздан в 2008 году?

Содержит ли ИСО 9001:2008 требования касательно финансовых вопросов?

Какие основные преимущества можно получить от внедрения системы менеджмента качества на основе стандартов семейства ИСО 9000?

Каким образом новый измененный стандарт ИСО 9001:2008 позволит моей организации повысить ее эффективность?

Почему были включены требования по мониторингу «удовлетворенности потребителя» в стандарт ИСО 9001?

Каким образом ИСО 9001:2008 может помочь в достижении «удовлетворенности потребителя»?

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ

Где можно узнать о внесенных изменениях в последнее издание ИСО 9001:2008?

Все внесенные изменения в ИСО 9001:2008 опубликованы в приложении к новому изданию. Кроме того, на сайте ИСО (www.iso.org) опубликованы рекомендации по переходу на ИСО 9001:2008, правда, на английском языке.

Моя организация уже имеет сертификат ИСО 9001:2000. Что нам делать в связи с выходом ИСО 9001:2008?

Ваша организация должна в плановом порядке перепроверить соответствие системы менеджмента качества требованиям ИСО 9001:2008, например, проанализировав изменения, опубликованные в приложении к этому стандарту. При необходимости система менеджмента качества должна быть актуализирована. Никаких других требований не предусмотрено.

Перечислите, какие пункты можно исключить из ИСО 9001? Всегда ли это допустимо?

Согласно ИСО 9001 можно делать исключения только из требований раздела 7. Для исключений нужны обоснования, которых добыть очень не просто. Обычно, исключения встречаются крайне редко, так что ИСО полагает, что большинство организаций будут применять все требования стандарта ИСО 9001.

Пример 1. Представительство западной компании исключило п.7.3, обосновывая это тем, что разработка ведется только в головном офисе. Такое исключение совершенно неправомочно, как впрочем, любые исключения из требований раздела 7, обоснованные передачей процессов сторонним организациям и тем более другим отделениям одной и той же организации.

Пример 2. Некоторое малое предприятие не имеет возможности (финансовые, организационные) вести разработку новой продукции, а использует исключительно существующие стандартные разработки. Кроме того, производимая продукция не требует активных разработок в течение длительного периода. В таком случае малое предприятие может подать заявку в сертификационный орган на исключение из требований ИСО 9001. Так же полезно ознакомиться с документом ISO/TC 176/SC 2/N524R6 «Руководство по пункту 1.2 "Применение" ИСО 9001:2008». Тем не менее, малому предприятию предстоит представить доказательства того, что эти исключения не приведут к нарушению требований потребителей, а также применимых к данной продукции законодательных и нормативных требований. Кроме того, производимые исключения не должны привести к нарушению целостности системы менеджмента качества.

Какова роль человеческих ресурсов в ИСО 9001?

Роль человеческих ресурсов в ИСО 9001 значительная при обеспечении соответствия продукции. Это естественно, так как все изменения в конечном случае проводятся через изменения ресурсов системы (выводы кибернетики). Так же построена модель ИСО 9001.

Т.е. что мы не делали для улучшений, в конечном счете, это проявляется через ресурсы. В первую очередь через персонал. Во вторую очередь, через усовершенствования производственной среды и инфраструктуры.

Отсюда важный вывод. Любой процесс по совершенствованию должен завершаться усовершенствованным обучением или реже усовершенствованной производственной средой или инфраструктурой.

Но только одними человеческими ресурсами не возможно обеспечить устойчивое развитие. Во-первых, нужны правила, методы и критерии. Во-вторых, нужно проверять результативность исключительно через факты, которые лежат в измерениях (аудитах). В-третьих, необходима система для согласованного и эффективного взаимодействия и обучения. Поэтому, необходимо рассматривать все аспекты организации в их взаимодействии и во взаимосвязи.

Моя организация занимается предоставление услуг в области Интернета? Применим ли к нашей организации ИСО 9001?

ИСО 9001 в равной степени применим ко всем областям деятельности, включая предоставление услуг в области Интернета. Кроме того, стандарт применим к любым типам организаций: государственным, частным, общественным и т.п.

Стандарт ИСО 9001 относится к «продукции», но наша организация занимается исключительно предоставлением услуг. Может быть, ИСО 9001 не применим к нашей организации?

В ИСО 9000 термин «продукция» также означает «услуги» (см. п. 3.4.2 МС ИСО 9000:2005). Поэтому, везде в ИСО 9001, как в прочем и в других стандартах менеджмента от ИСО, например, в ИСО 9004, где применяется термин «продукция», там также подразумеваются и «услуги».

Есть ли какое-либо руководство по применению ИСО 9001:2008 для малого бизнеса?

Да, такое руководство существует. Оно имеет наименование “ISO 9001 for Small Businesses – What to do ?” (ИСО 9001 для Малого Бизнеса -- Что делать?) и разработа Технихечким комитетом ТК 176. На текущий момент это руководство полностью адаптировано к новому изданию ИСО 9001:2008 и доступно на сайте ИСО — www.iso.org.

Какие стандарты входят в семейство стандартов ИСО 9000?

В семейство стандартов ИСО 9000 в конце 2008 и в начале 2009 года входили следующие четыре базовых стандарта:
ИСО 9000:2005 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»
ИСО 9001:2008 «Системы менеджмента качества. Требования»
ИСО 9004:2009 «Менеджмент для устойчивого успеха организации -- Подход менеджмента качества»
ISO 19011:2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента»

Существует целый ряд других стандартов, совместимых с семейством ИСО 9000, которые также издаются и переиздаются при возникновении такой необходимости.

Как можно получить копии стандарта ИСО 9001:2008?

Копии стандартов, переведенных на русский и казахский язык, можно получить в РГП “Казахстанский институт стандартизации и сертификации” (http://www.kazinst.kz). Оригиналы всех стандартов ИСО доступны на сервере www.iso.org. Все стандарты ИСО распространяются на коммерческой основе.

Где можно получить копии руководств ИСО касательно применения ИСО 9001:2008?

Копии руководств ИСО касательно применения ИСО 9001:2008 свободно доступны на сайте www.iso.org/tc176/sc2 в разделе «Support Package modules» (на английском языке) и включают:
ISO/TC 176/SC 2/N524R6 «Руководство по пункту 1.2 "Применение" ИСО 9001:2008»;
ISO/TC 176/SC 2/N525R2 «Руководство по требованиям ИСО 9001:2008 к документации»;
ISO/TC 176/SC 2/N526R2 «Руководство по терминологии, используемой в ИСО 9001 и ИСО 9004».
ISO/TC 176/SC 2/N544R3 «Руководство по концепции и применению процессного подхода в системах менеджмента»;
ISO/TC 176/SC 2/N630R3 «Руководство по процессам аутсорсинга».
ISO/TC 176/SC 2/N836 «Руководство по внедрению ИСО 9001:2008».

Здесь имеются дополнительные материалы, например, касательно применения принципов системы менеджмента качества.

Кто может интерпретировать требования ИСО 9001:2008?

Интерпретировать требования ИСО 9001:2008 может только Технический комитет ISO/TC 176 (см. http://www.tc176.org/) посредством опубликования официальных документов. Все другие интерпретации или комментарии являются неофициальными и отражают исключительно мнения их авторов.

Почему стандарт ИСО 9001 был переиздан в 2008 году?

Согласно ИСО четвертое издание ИСО 9001 было опубликовано в 2008 году для внесения правок, которые придали большую ясность отдельным местам текста и улучшения совместимости с ИСО 14001:2004.

Четвертое издание ИСО 9001:2008 дает следующие основные преимущества:
проще в использовании;
более ясный язык;
легче переводить на другие языки мира;
большая совместимость с другими стандартами по системам менеджмента, включая ИСО 14001.

Содержит ли ИСО 9001:2008 требования касательно финансовых вопросов?

Нет, не содержит. Финансовые вопросы не рассматриваются стандартом ИСО 9001:2008.

А вот стандарты ИСО/TR 10014:2006 «Менеджмент качества. Руководство для реализации финансово-экономических преимуществ и выгод» и ИСО 9004 «Руководство для устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества» содержат разделы касательно управления финансовыми ресурсами, необходимыми для внедрения, поддержания и постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Какие основные преимущества можно получить от внедрения системы менеджмента качества на основе стандартов семейства ИСО 9000?

Семейство стандартов ИСО 9000 предоставляет организациям возможность внести новую ценность в свою деятельность и постоянно улучшать эффективность, фокусируясь на основных процессах. Стандарты этого семейства уделяют основное внимание внедрению систем менеджмента качества, объединяющих процессы организации и обеспечивающих их постоянное улучшение. В итоге, они направляют своих пользователей на достижения новых бизнес результатов, включая удовлетворенность потребителей и других и других заинтересованных сторон.

Руководство организации должно рассматривать стандарты по системам менеджмента качества, как прибыльные инвестиции, а не только как требования по сертификации.

Использование стандартов ИСО 9001 приносит следующий ряд ощутимых преимуществ:

— объединение системы менеджмента качества с действующими процессами организации;

— способствование развитию и постоянному совершенствованию деятельности, через:
применение принципов менеджмента качества;
принятия «процессного подхода»;
фокус на лидерскую роль руководства;
требования по установлению измеримы целей для соответствующих функции и уровней организации;
концентрацию на "постоянном улучшении" и "удовлетворенности потребителей", включая мониторинг информации по "удовлетворенности потребителя" как измерение совершенства системы;
измерения системы менеджмента качества, процессов, и продукции;
рассмотрение законодательных и нормативных требований;
внимание к обеспеченности ресурсами.


Каким образом новый измененный стандарт ИСО 9001:2008 позволит моей организации повысить ее эффективность?

ИСО 9001:2008 направлен на достижение результативности, а не эффективности организации.

Результативность — степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов (см. п. 3.2.14 МС ИСО 9000:2005).

Эффективность — отношение достигнутых результатов к использованными ресурсам (см. п. 3.2.15 МС ИСО 9000:2005).

Тем не менее, есть возможность использовать стандарт ИСО 9004, который дает лучшие результаты именно по достижению эффективности организации.

Почему были включены требования по мониторингу «удовлетворенности потребителя» в стандарт ИСО 9001?

Показатель «Удовлетворенность потребителя» признан как один движущих показателей для любой организации. Поэтому оценка того, как потребитель воспринимает продукцию в соответствии со своими потребностями и ожиданиями, является важнейшим методом организации в направлении достижения совершенства. Только при наличии такого метода можно проводить направленные улучшения по идентифицированным вопросам и проблемам.

Каким образом ИСО 9001:2008 может помочь в достижении «удовлетворенности потребителя»?

Элементы системы менеджмента качества, которые описаны в стандарте ИСО 9001:2008, базируются на принципах менеджмента качества, включая принципы «процессный подход» и «ориентация на потребителя». Применение этих принципов предоставит потребителям гарантии того, что продукция будет соответствовать их потребностям и ожиданиям.


  © Казахстанская Организация Качества. Все права защищены